ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
Платоническая академия — одно из первых учебных заведений в котором, по задумке самого Платона, должны были воспитываться настоящие мудрецы. Именно Платон первым начал преподавать своим ученикам философию, методологию, аналитику, диалектику, дедуктивные и индуктивные методы познания.
Академия Платона была настолько притягательным местом, что девушки притворялись юношами, чтобы иметь возможность учиться там.
Платон (427-347 гг. до н. э.) — философ, которого сами греки за мудрость называли «божественным», родился в Афинах в аристократической семье.
В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита.
Отношения Платона и Аристотеля были глубокими и сложными. Платон был наставником Аристотеля в Академии, где Аристотель учился около 20 лет. Влияние Платона на Аристотеля было значительным, и хотя Аристотель восхищался его философией, он также критиковал некоторые из концепций своего учителя.
Платон придерживался идеалистической философии, акцентируя внимание на мире идей и форм, в то время как Аристотель развивал более эмпирический подход, выделяя важность наблюдения и опыта. После смерти Платона Аристотель покинул Академию и стал основателем своей философской школы — Лицея, где он развивал свои идеи, отличающиеся от платонизма.
Отношения между Платоном и Аристотелем имели одновременно и наставнический и критический аспект, что привело к большим изменениям в философской мысли и положило начало диалогу, который продолжается до сих пор.
АРИСТОТЕЛЬ И АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
Самый известный ученик Аристотеля — Александр Македонский (356-323 гг.до н.э.). Александр был известен своей образованностью, высоким интеллектом и лидерскими навыками.
Аристотель обучал Александра с 343 по 340 год до н.э., когда тот был еще подростком. Обучение проходило в Пелле, тогдашней столице Македонии. Наставник предложил будущему царю обширную программу, охватывающую философию, естественные науки, литературу, речь и искусство управления, прививая любовь к знаниям. Александр восхищался трудами легендарных древнегреческий поэтов Гомера и Пиндара.
Аристотель учил Александра применять философские принципы на практике, развивая его способности к анализу и критическому мышлению.
Кроме того, Аристотель стимулировал у своего именитого ученика интерес к биологии и натуралистике, проводя совместные наблюдения за флорой и фауной.
Эти годы обучения оказали значительное влияние на Александра, способствуя формированию его мировоззрения и лидерской харизмы, которые проявились в его последующих военных и государственных делах и сформировали его как истинного предводителя и дальновидного политика.
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Когда речь заходит о наставниках Александра Пушкина, чаще всего на ум приходит имя Василия Жуковского – автора знаменитых строк, обращенных к молодому поэту: «Победителю ученику от побежденного учителя».
У Александра Пушкина наставниками в разное время были несколько человек, оказавших значительное влияние на его творчество и мировоззрение. Одним из самых известных наставников Пушкина был Василий Андреевич Жуковский, поэт и педагог, который познакомил молодого поэта с литературой и научил его основам поэтического мастерства. Жуковский также поддерживал и вдохновлял Пушкина в его ранних работах.
Александр Пушкин высоко ценил Василия Андреевича Жуковского и относился к нему с глубокой благодарностью и уважением. В своих письмах и высказываниях Пушкин отмечал, что Жуковский сыграл важную роль в его становлении как поэта. Он восхищался талантом Жуковского и его умением сочетать лиричность с глубокой философией.
Пушкин писал о том, что именно Жуковский стал для него не только наставником, но и другом, который поддерживал его в трудные моменты. В одном из своих писем Пушкин называл Жуковского "моим учителем" и подчеркивал его влияние на свою творческую судьбу. Также Пушкин признавался, что именно под воздействием Жуковского у него возникло стремление к поэзии, и он многому научился у него.
Таким образом, Пушкин видел в Жуковском не только литературного наставника, но и ключевую фигуру в своем жизненном и творческом пути.
АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ И НИКОЛАЙ РЕРИХ
Архип Иванович Куинджи был выдающимся русским художником, известным своим мастерством в изображении света и пейзажей. Как наставник, он сыграл важную роль в обучении и воспитании многих художников.
Куинджи был не только талантливым живописцем, но и великолепным педагогом.
Если сопоставить горные этюды Куинджи с гималайскими этюдами Рериха, то вполне возможно уловить цветовую и композиционную преемственность. Именно Куинджи впервые открыл Рериху своё видение горного пейзажа и научил пониманию природы.
С 1895 года Николай Константинович Рерих (1874 – 1947 гг.) занимался искусством в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910 гг.).
От Куинджи Рерих воспринял многое, и не только в изучении искусства, но и жизни в целом. В своих статьях он часто цитировал Архипа Ивановича и называл его учителем жизни. Всю жизнь Николай Константинович Рерих хранил добрую память об Архипе Ивановиче, вспоминал историю их близкого общения в течение пятнадцати лет. Встречи с Куинджи, его характер и манеры он описал в ряде статей. В собрании Рериха были письма и этюды Куинджи, во многом он способствовал делу сохранения памяти о мастере.
В творческом плане Рерих интуитивно вторил учителю, в монументальности гор и северном сиянии, в бесконечной широте монгольских полей, в кристальной чистоте гималайских водопадов. Яркие, чёткие «Закаты» Куинджи, увиденные в мастерской учителя, Рерих навсегда сохранил в памяти. Спустя многие годы, путешествуя «по тропам Срединной Азии» (1920 – 1930-е годы), Рерих совершенствовал свою живописную технику, развивая чувство света, в дорожных этюдах он смело фиксировал горные хребты и колорит пустынь. При всём разнообразии искусства Рериха особую любовь к пейзажу он унаследовал от Куинджи. Во многих его известных произведениях преобладает пейзаж, наполненный глубоким космогоническим смыслом. Рерих развивал символизм в пейзаже за счёт включения в композицию монументов, культовой архитектуры, образов святых, отшельников, героев прошлого.
ФРЕНСИС ФОРД КОПОЛЛА, ДЖОРЖ ЛУКАС И СТИВЕН СПИЛБЕРГ
Режиссёр шедевральной трилогии "Крёстный отец" Фрэнсис Форд Коппола сыграл важную роль в карьерах нескольких молодых режиссеров, включая Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга.
В 1970-х годах, когда американское кино переживало период смены поколений и художественных векторов, Коппола стал одним из ведущих представителей «Нового Голливуда» вместе с другими молодыми талантами.
Коппола способствовал созданию креативной атмосферы, где молодые режиссеры могли свободно экспериментировать и развивать свои идеи. Его работа над фильмами и его подход к производству вдохновляли новых авторов. Он, в свою очередь, поддерживал их на разных этапах их карьеры. Помогал им находить свой голос и предлагал возможности для сотрудничества.
Коппола с его смелыми экспериментами и нетрадиционным повествованием, стал маяком для молодого Джоржа Лукаса. Они познакомились в конце 1960-х годов, когда Коппола работал над своим фильмом «Ловцы жемчуга» (1968), а Лукас только начинал свою карьеру.
Их роднило преклонение перед европейским кинематографом, неприятие студийной системы и желание творческой независимости. В 1969 году Коппола и Лукас основали демонстративно неголливудскую производственную компанию American Zoetrope со штаб-квартирой в Сан-Франциско, где Лукас снял свой дебютный полнометражный фильм «THX 1138» (1971), который оказался провальным из-за неправильного маркетинга.
Коппола поддерживал Лукаса в его творческих начинаниях и помогал ему с финансированием и продюсированием проектов.
Когда Лукас начал работу над «Звездными войнами» (1977), Коппола уже имел значительный успех благодаря «Крестному отцу» (1972), и его опыт и контакты оказались весьма ценными и полезными для Лукаса. Использование инновационных спецэффектов, динамической операторской работы и сложной повествовательной структуры «Звездных войн» несут марку влияния Копполы.
Форд Коппола также строил отношения со Спилбергом, который начал свою карьеру в это же время. В 1970-х Коппола был заинтересован в поддержке и продвижении молодых режиссеров. Коппола был старше Спилберга всего на семь лет и добился признания чуть раньше. Он ставил акцент на значении индивидуального видения и художественном самовыражении, что также повлияло на Спилберга.
Таким образом, своего рода менторские отношения Копполы с Лукасом и Спилбергом сыграли важную роль в формировании нового поколения голливудских режиссеров, которые в дальнейшем изменили ландшафт мировой киноиндустрии.
За плечами у блестящего профессионала часто стоит талантливый, опытный наставник, а профессионалу наличие наставника даёт сильный толчок для развития.
Наставник играет, если не главную, то одну из решающих ролей в формировании жизни успешных людей, в конечном итоге способствуя их успеху. Наставники могут значительно повлиять на траекторию жизни своего ученика, являясь ключевым фактором в достижении успеха для обоих.
Бизнесу наставничество даёт возможности для инноваций и развития, формируя культуру преемственности, взаимной поддержки и доверия.