Что такое наставничество?
Помните свой первый день работы в компании? Какие чувства вы испытывали? По статистике большинство новичков испытывают стресс, тревогу и беспокойство в первые дни работы. Не секрет, что самые теплые воспоминания у нас связаны с теми, кто радушно нас встретил и активно помогал адаптироваться в новой обстановке.
Наставничество - это форма работы с новичком, при которой более опытный сотрудник (руководитель или коллега) сопровождает новичка на этапе интеграции в компанию: разъясняет специфику работы, помогает освоить новые навыки работы, социализироваться.
Для чего наставничество компании?
Сегодня наставничество считается одним из эффективных инструментов передовых компаний для развития soft и hard skills. Наставничество формирует культуру открытого, проактивного и позитивного мышления, и как следствие, поддержку своих коллег для достижения общих бизнес-целей. Наставничество — это процесс взаимодействия и партнерства. В компаниях, где практикуется наставничество, новые сотрудники быстрее и легче входят в должность, а текучесть на испытательном сроке значительно ниже.
Какие задачи помогает решить наставничество?
Быстрая интеграция новичка в бизнес-процессы компании: знакомство с компанией, ключевыми сотрудниками, корпоративной культурой, системой внутренних и внешних коммуникаций.
Развитие у новичка способности самостоятельно и качественно выполнять производственные задачи. Приобрести недостающие знания и навыки или изучить принятые в компании стандарты работы.
Социально-психологическая адаптация – снижение психологической напряжённости сотрудника, вызванной попаданием в незнакомую обстановку, создание положительного настроя к работе и помощь в налаживании коммуникации с командой.
В целом в коллективе, в котором принято лояльно относиться к новичкам, возникает культура большей открытости и терпимости друг к другу. Показатели текучести на испытательном сроке ниже, чем в компаниях, где нет подобной культуры.
Кто может быть наставником?
Наставник для новичка - это, прежде всего, партнер, эксперт, готовый делиться с ним собственным опытом, помогать совершенствовать навыки, оказывать профессиональную и корпоративную поддержку, направлять, консультировать, мотивировать. Такую роль может выполнять как опытный сотрудник, так и руководитель новичка. В компаниях, где система наставничества существует как институт, есть пул наставников – зачастую это опытные успешные сотрудники, отобранные на эту роль в соответствии с критериями наставника и прошедшие обучение внутри компании.
Что делает наставник?
Наставник знакомит новичка с планом адаптации / стажировки на испытательный срок, помогает получить оборудование для работы, знакомит с корпоративными и профессиональными правилами и стандартами, знакомит с ключевыми сотрудниками, помогает разобраться с задачами, связанными с профессиональными обязанностями сотрудника и даёт обратную связь.
С какими сложностями сталкивается компания внедряя наставничество?
К сожалению, даже среди опытных профессионалов до сих пор бытует мнение, что новичок всё «должен узнать сам, ведь и мне никто не помогал, когда я был новичком». Подобную внутреннюю установку искоренить не так просто.
Нежелание опытных сотрудников становиться наставниками. Это воспринимается как дополнительная нагрузка и обязанности, за которые никто не скажет «спасибо».
Внедрение системы наставничества, привлечение, мотивация наставников и поддержка всех процессов требует значительного ресурса: полномочий, бюджета, времени. Это часто ложится на плечи специалистов HR, которые и так сильно загружены. Важно заранее рассчитать нагрузку и заручиться необходимыми ресурсами и поддержкой.
Наставничество - это очень мощный инструмент. Когда в компании действует культура наставничества: к новичкам относятся тепло и приветливо, помогают войти в должность, быстро и охотно реагируют на запросы, помогают разобраться в бизнес-процессах, то очень высока вероятность, что новый сотрудник останется работать в компании и быстро выйдет на нужный уровень производительности.